Советы наших специалистов
Выбирая бензопилу первое, что необходимо определить для себя – с какой целью вы приобретаете инструмент, как часто вы планируете его использовать и каким нагрузкам подвергать. Исходя из этого уже выбираются мощность и компоненты пильной гарнитуры (шина и цепь).
Бензопилы можно разделить на 3-класса:
1. бытовые бензопилы
Бытовые бензопилы – рассчитаны в среднем на 20-часов эксплуатации в месяц, имеют, как правило, невысокую мощность и небольшой вес. К их помощи прибегают от случая к случаю – например, когда нужно заготовить дрова на даче, распилить доску или брус при строительстве дома.
2. полупрофессиональный бензопилы
Полупрофессиональные бензопилы, или модели фермерского класса, выполняют любые работы – от ремонтно-строительных до валки деревьев. Однако они не рассчитаны на профессиональные нагрузки по 8-10 часов в сутки и чаще всего имеют меньшую мощность (и длину шины), чем профессиональные модели. Нередко бензопилы фермерского класса используют в качестве сучкорезов при работе на лесоповале.
3. профессиональные бензопилы
Профессиональные бензопилы применяют при заготовке древесины в промышленных масштабах, они способны выдерживать нагрузки по 10-16 часов в сутки. Главная особенность профессионального инструмента – возможность эксплуатировать двигатель по 8-часов работы без перерыва. Профессиональные бензопилы обладают высокой мощностью (как правило, более 2,5 кВт), а их ресурс колеблется в пределах 1300-2000 моточасов (у бытовых моделей этот показатель в 2-3 раза ниже).
Мощность и вес
Основными показателями бензопилы являются ее мощность и вес. Мощность определяет способность пилы протаскивать цепь через распил – это влияет и на скорость реза, и на глубину распила. Мощность, или рабочий объем двигателя, необходимо подбирать исходя из размера шины, а также от предполагаемого использования: например, если Вы приобретаете бензопилу для домашнего использования, то достаточно 1,5-2 лошадиных силы. А вот в профессиональных моделях очень важно в первую очередь соотношение веса и мощности – этот параметр очень существенно влияет на удобство при работе и, как следствие, на качество труда. Для профессиональных бензопил характерен значительно больший разброс по мощностям (от 2 до 6 кВт), чем для бытовых. Это объясняется разнообразием условий, в которых применяют такой инструмент (разные по толщине стволы деревьев, твердая или мерзлая древесина и т. д.).
Шина бензопилы
Шина – один из определяющих компонентов пильной гарнитуры бензопилы . Длина шины влияет на глубину реза: чем она длиннее, тем с большим диаметром ствола может справиться бензопила. Однако обязательно следует учитывать, что длина шины должна быть согласована с мощностью пилы. При недостаточной мощности двигателя бензопилы Вам придется прилагать дополнительные усилия при пилении, а это неизбежно приведет к преждевременной изнашиваемости пильной гарнитуры и двигателя, а также к увеличению расхода топлива.
Происходит это потому, что, чем длиннее шина бензопилы, тем большее сопротивление она оказывает вращательному моменту коленчатого вала двигателя. Поэтому в технических характеристиках бензопилы обязательно указывается рекомендуемая, т.е. максимальная, длина шины (шины меньшей длины ставить можно, а вот большей — не желательно). Как правило, в бензопилах для бытового класса используются шины от 12 до 16 дюймов (30-40 см), в профессиональных – до 75 см.
Цепь для бензопил
Одним из основных критериев выбора цепи бензопилы является шаг – расстояние между двумя ближайшими зубьями пилы (или, как его чаще измеряют, расстояние между заклепками цепи, деленное пополам). Многие не раз задавались вопросом, почему шаг цепи имеет такие странные обозначения: 0,325, 3/8 и 0,404 дюйма? Ответ очень прост – для того, чтобы избежать ошибок в маркировке (ведь 0,375 и 0,325 отличаются всего одной цифрой), производители решили заменить в единой системе обозначений 0,375 на 3/8.
Минимальный шаг цепи бензопилы составляет 0,325 дюйма, и используется в основном в пилах, предназначенных для непрофессионального использования, т.к. меньший шаг обеспечивает меньший уровень вибрации, но и более низкую производительность.
На более мощных бензопилах рекомендуется использовать цепи с шагом 3/8 и 0,404. Они имеют более высокий уровень вибрации, но и гораздо более высокую производительность – именно такие цепи применяются для валки и раскряжевки толстомерных деревьев.
Очень часто можно услышать мнение, что, чем больше шаг цепи бензопилы, тем она агрессивнее, т.е. производительнее. Но на самом агрессивность пилы с той или иной цепью сильно зависит от мощности. Существует, например, особый класс задач – такие, как распиливание мерзлой древесины, – для которых применяются специальные цепи с твердосплавными напайками. Обычные цепи для этого применять нецелесообразно, т.к. они очень быстро затупляются.
В общих чертах можно предложить следующую закономерность. Для пил с объемом цилиндра 40-50 см3 (мощностью от 2 до 3,5 л.с.) эффективнее цепь с шагом 0,325 дюйма, тогда как для более мощных машин оптимальным будет шаг 3/8 дюйма. Цепи с самым широким шагом целесообразно использовать лишь в мощных бензопилах с высоким крутящим моментом (при объеме двигателя от 65 см3 и мощности от 5,5 л.с.).
Защита от обратного удара
Самый опасный момент в процессе эксплуатации бензопилы – так называемый обратный удар, или резкий отброс инструмента, который происходит, если конец пильной шины встречается с поверхностью обрабатываемой древесины. Единственный способ уберечься при этом от травмы — быстрая остановка цепи. Эту функцию выполняет специальный тормоз (он называется инерционным), приводом для которого служит щиток, расположенный перед левой рукой оператора. Он представляет собой своеобразный рычаг, который может занимать два положения. Перед запуском щиток переключается в позицию «ближе к руке» и тем самым ставится на взвод. В момент обратного удара рука оператора упирается в него, и щиток срабатывает, мгновенно приводя в действие тормоз цепи. Кроме того, он может поменять положение без взаимодействия с рукой оператора – просто за счет инерции.
Другой способ избежать обратного удара — исключение опасного сектора из процесса пиления. Это делается с помощью другого щитка (защитного сектора), закрывающего конец пильной гарнитуры и не позволяющего инструменту брыкаться. Впрочем, к такому способу прибегают гораздо реже, чем к установке тормоза цепи.
Антивибрационная система
Каждый, кто хоть раз работал мощной бензопилой несколько часов подряд, знает, какую огромную нагрузку испытывают кисти рук из-за вибрации. Длительный контакт с сильно вибрирующим инструментом может привести к тяжелым заболеваниям суставов, нарушению кровообращения и прочим неприятным последствиям. Поэтому наличие у бензопилы антивибрационной системы просто необходимо, особенно на профессиональных моделях.
Простейшая разновидность — набор резиновых амортизаторов, расположенных между рукоятками и корпусом. Однако в современных бензопилах, как правило, применяется принцип двух масс: блок двигателя отделен от блока рукояток и топливного бака. При покупке следует обратить внимание на то, какую именно защиту от вибрации обеспечивает выбранная Вами бензопила – а еще лучше попросить продавца запустить агрегат и несколько минут подержать его в руках.
Двигатель бензопил
На любой бензопиле устанавливают двухтактный карбюраторный двигатель и два бака: один – для заливки топливной смеси, другой – масла для смазки цепи). Объем топливного бака составляет от 0,3 до 1 литра, а объем масляного, как правило, меньше в 1,5-2 раза. Такое соотношение объемов предусмотрено специально для того, чтобы масло для смазки цепи и топливная смесь заканчивались приблизительно одновременно, а именно через 30-45 минут эксплуатации при полной нагрузке.
Бензин. Бензопилы требуют бензин с октановым числом 92 или выше, с плотностью в пределах 750-770 кг/м3. Чистота бензина должна быть:
· механическая – отстаивать и хранить бензин для работы не в металлической таре и не дольше 1 (одного) месяца, иначе он окисляется и теряет свои свойства;
· химическая – не должны присутствовать примеси и добавки (они имеют разные скорость, степень и температуру сгорания). Старый бензин желтеет или рыжеет, а примеси имеют резкие запахи горечи (например, креозот) или кислоты (например, метиловый спирт).
Масло. Обязательно использовать фирменные масла производителей бензопил.Так как, каждый производитель добавляет специальные присадки в масло под свою поршневую группу. Ни в коем случае не применять масла мотоциклетные (малы обороты двигателя) или для водной техники (иная система охлаждения) – их использование не обеспечивает необходимое смазывание поршневой группы и деталей всего двигателя. Обычно содержание масла в смеси должно быть 1/50 или 20 мл/см3 мл масла на 1л бензина. Например, в прозрачную пластиковую бутылку (1 л) влить половину меры бензина, затем медицинским шприцем (20 мл/см3) внести масло и перемешать, долить бензин и тщательно перемешать. Пропорции топливной смеси должны быть строго соблюдены, но если качество бензина сомнительно либо условия работы тяжёлые, то количество масла можно увеличить до 22-25 мл/см3. Перед каждой заправкой смесь взбалтывать! Хранить полученное топливо не более двух недель! Если цвет смеси изменился (из цвета морской волны стал, например, коричневым), то использовать её не рекомендовано!
Обкатка бензопилы.
Отработать двигателем минимум один бак топлива (без нагрузки!) с частой сменой числа оборотов (холостой ход – максимальные обороты).То есть, как минимум через каждые 5 минут выводить бензопилу на максимальные обороты. Последующие 10 часов работы в режиме щадящей (50%) нагрузки (при максимальных оборотах двигателя).
Обслуживание бензопилы.
Воздушный фильтр должен быть всегда чистым (без грязи или опилок); поролоновый фильтр необходимо смачивать маслом. Топливный фильтр необходимо проверять 1 раз в неделю (при необходимости заменить). Проверка затяжки гаек и винтов – перед началом работы. Очистка от нагара глушителя (или его сетки) и свечи – по необходимости. Подшипник центробежного механизма смазывать (если необходимо) 1-раз в неделю.
Износ шины бензопилы зависит от ухода за ней.Ведомую звёздочку смазывать 1-раз в день (зимой – при каждой заправке топливом). Полотно шины очищать от стружки и переворачивать на 180° – 1 раз в день. Снимать заусеницы для соблюдения перпендикулярности направляющих рельс к пазу подачи масла – 1 раз в неделю.
Режущие органы должны быть хорошо и правильно заточены с применением необходимых шаблонов и напильников в зависимости от марки цепи. После нескольких заточек контролируйте высоту ограничителя глубины резания – зазор между ограничителем и кромкой режущего зуба должен составлять 0.7 мм. Постоянно контролируйте натяжение цепи – она не должна ни провисать, ни быть туго натянутой: неправильное натяжение приводит к перегрузке двигателя и интенсивному износу (и даже разрыву) цепи и шины.
Смазка цепи. Использовать любое чистое машинное масло. Не использовать “отработку” или “веретёнку” и т.д.! Осуществлять постоянный контроль работы маслонасоса – даже кратковременная работа без смазки приводит к ускоренному износу цепей, звёздочек/дисков сцеплений и шин.
СЦ "Агротехсервис" (495) 988-20-92, (495) 740-78-14
С уважением, "Агро Трейдинг"